Горящие жидкости, вытекающие из емкостного оборудования очень опасны. Они растекаются на большую площадь (стандартная 200 литровая бочка растекается на площадь целого тенисного корта!) и охватывают огнем пути эвакуации и оборудование. Согласно ГОСТ Р 12.3.047-2012 необходимо предусматривать технические устройства, ограничивающие растекание горючих жидкостей при аварийной ситуации.
Зарубежные разработки
В развитых странах для этого широко применяют пламягасящие покрытия. Особенно часто их используют на вертолетных площадках. В британском стандарте CAP 437 «Standards for offshore helicopter landing areas» пламягасящие покрытия рекомендованы к применению в тандеме с всплывающими насадками.
Что из себя представляют эти покрытия?
Это конструкция из металла с дренажными каналами.
Сами дренажные каналы заполнены металлическими волокнами.
Принцип работы прост и совпадает с принципом гравийного огнепреградителя. Эти металлические волокна с одной стороны сокращают площадь испарения горящей жидкости, а с другой за счет высокой теплопроводности и огромной площади теплообмена очень быстро отбирают тепло.
В дренажную емкость стекает уже негорящая жидкость. Для охлаждения пламягасящего покрытия и тушения нетекучих элементов вертолета заподлицо с поверхностью вертолетной площадки устанавливают всплывающие насадки (или DIFFS — Deck Integrated Fire Fighting System).
Такие пламягасящие полы достаточно интересное решение, хотя у меня возникают вопросы по эксплуатации при отрицательных температурах (когда вода замерзает и превращает всю гасящую начинку в глыбу льда) и при загрязнении волокон грязью и мусором.
Российские разработки
Интересные разработки есть и в России.
Принцип работы совершенно иной. Для горения жидкостей необходим воздух, который благодаря конвекции и диффузии смешивается с парами горючей жидкости. Выглядит это так.
Зона смешения начала химической реакции горения, а также смешивания горючих паров с воздухом — в непосредственной близости от зеркала жидкости. Тепло пламени увеличивает интенсивность испарения настолько, что потока паров достаточно для поддержания горения. Если эту зону смешивания и горения «оторвать» от поверхности горючего, то условия конвекции нарушатся.
Горение возможно только там где есть приток воздуха. Если канал достаточно узкий и длинный, то воздух туда не пойдет — его не пустят горячие продукты сгорания. Горение на выходе из узкого канала — также скоро прекратиться, т.к. зона химической реакции слишком удалена от зеркала жидкости и не способна своим теплом увеличивать образование паров.
Разработчики эту идею запатентовали и производят такие покрытия:
Такому покрытию не страшен снег, грязь и лед, поскольку диаметр каналов достаточно большой для их забивания. Весь секрет в соотношении диаметра канала и его длины.
Демонстрация работы на видео:
Заинтересовало оборудование? Хотите более подробной информации, руководств по проектирования и монтажу? Готовы поделиться проектными решениями или опытом эксплуатации? Смело переходите на наш уютный форум.