Как тушить вертолет

Проблемы тушения вертолетов

Пожар на вертолете — явление значительно более вероятное, чем на самолете. Связано это с тем, что в большинстве случаев топливные баки находятся под кабиной, недалеко от двигателя.

Причинами пожара могут быть:

  • аварийная посадка;
  • нарушение техники безопасности при заправке вертолета;
  • неисправность оборудования.

Горение развивается стремительно, поскольку в конструкции вертолетов широко применяются пластики и композитные материалы.

Технические средства для тушения вертолета следующие:

  • огнетушители;
  • стационарная система пожаротушения (для часто используемых вертодромов). Тушим, конечно, пеной. Как выбирать огнетушащее вещество писали ранее;
  • пламягасящие покрытия (в идеале).

Показательным будет пожар вертолета МЧС России в Хабаровске в 2014 году.  Тогда при заправке произошла вспышка паров топлива и возгорание. Всего через минуту вертолет был полностью охвачен пламенем. Еще через минуту корпус настолько разрушился, что вертолет завалился на бок.

Виды вертодромов

В зависимости от места размещения вертолетные площадки (или вертодромы) можно разделить на следующие виды:

  • наземные и приподнятые над землей;
  • на крышах зданий;
  • морских судах.

Для разных видов вертодромов разработаны различные нормативные документы. Остановимся на них подробнее.

Наземные и приподнятые над землей вертодромы

Нормы

Документ, регламентирующий тушение: ICAO Doc 9261-AN/903 Руководство по вертодромам. ICAO (ИКАО) — это международная организация гражданской авиации, устанавливающая международные нормы гражданской авиации и координирующее ее развитие с целью повышения безопасности и эффективности. На сегодня 193 государства являются членами этой организации, включая Россию, Беларусь, Казахстан, Украину, Азербайджан, Турменистан, Узбекистан.

Соответственно, нормативные документы ИКАО законны и обязательны к применению на территории этих стран.

Согласно этого руководства, необходимо оснащать аварийно-спасательным и противопожарным оборудованием все вертолетные площадки, за исключением не обслуживаемых с низкой частотой полетов (п. 6.2.1).

Отметим, что «Руководство по вертодромам» — документ международный. Согласно ему необходимо применять пенообразователи, соответствующие характеристикам уровня В. Разделение пенообразователей по характеристикам — европейский подход с соответствующими испытаниями. Сертификационные испытания по ГОСТ Р 50588-2012 отличаются. Это означает, что ни один зарубежный пенообразователь уровня В не может применятся в России, если он не испытан по ГОСТ Р 50588. А российские пенообразователи, по сведениям из открытых источников и от инсайдеров, никогда не проверялись на соответствие уровня В. Что делать проектировщикам? Рекомендую указать в опросном листе на пенообразователь необходимость испытаний на соответствие уровня В, причем сертификационным органом должны выступить ВНИИПО или Академия ГПС МЧС России.

Определение категории вертодрома

Вертодромы разделяются на три категории обеспечения пожарной безопасности, в зависимости от габаритной длины вертолета.

Табл. 6-1 ИКАО Руководство по вертодромам

Чтобы определить габаритную длину вертолета, смотрим добавление 1 (стр. 91-97) где справочно приведены все необходимые данные.

Далее обращаемся к таблицам 6-2 и 6-3.

Табл. 6-2 и 6-3 ИКАО Руководство по вертодромамОпределение критической зоны

Критическую зону следует защитить в случае пожара, чтобы обеспечить эвакуацию с вертолета.

Критической зоной считается прилегающая к вертолету зона, в пределах которой пожар необходимо локализовать в целях временного сохранения целостности фюзеляжа и обеспечения зоны для эвакуации лиц, находящихся на борту (п. 6.5.1).

Далее расчет принимается согласно п. 6.5.2:

размер критической зоны можно выразить формулой: L x (W +W1), где:
L = средняя длина фюзеляжа;
W = средняя ширина фюзеляжа;
W1 = дополнительный коэффициент ширины. W1 = 4 м для вертолетов длиной менее 24 м. W1 = 4 м для вертолетов длиной 24 м и более.

Определение минимального нормативного расхода для тушения

Согласно п. 6.6.3 минимальная интенсивность для тушения вертодрома равна 5,5 л/(мин·м2). Такая норма подачи была рекомендована Группой экспертов по спасанию и борьбе с пожаром и впоследствии принята ИКАО для пожаров на самолетах и считается оптимальным показателем, позволяющим обеспечить локализацию пожара в течение одной минуты. Этот показатель ИКАО распространил и на вертолеты.

Умножаем минимальную интенсивность на площадь критической зоны и получаем минимальный требуемый расход, который должен быть не менее значений в таблице 6-2 или 6-3.

Замечу, что целесообразно тушить не только критическую площадь, но площадь поверхности вертолета. Как правило, минимальный требуемый расход получается небольшим и дополнительный расход целесообразен. Обосновать его можно пунктом 6.6.1.

Выбор генераторов пены и системы дозирования пенообразователя

Для выбора генераторов пены и систем дозирования будет написан отдельный пост. Замечу лишь, что сложившаяся российская практика отличается от зарубежной: она, на мой взгляд, сложнее, дороже и менее эффективна. Для расчета нам потребуется освежить информацию, приведенную в одном из предыдущих постов.

Расчет количества воды и пенообразователя

Количество воды и пенообразователя определяется как произведение времени тушения и суммарного расхода пенообразователей.

Время тушения для наземной вертолетной площадки не менее 2 минут, и 10 минут — для вертодрома, приподнятого над поверхностью (п. 6.6.5).

Общий объем огнетушащих веществ должен быть не менее указанного в таблицах 6-2 и 6-3.

Время инерционности

Для наземного вертодрома время инерционности (или время развертывания, т.е. от сигнала о пожаре по подачи расхода пены не менее 50% от установленного в табл. 6-2) не  должно превышать 2 минут (п. 6.7.1-2). Хотя авария в Хабаровске показала, что пена должна быть подана не позднее 30-40 секунд с момента возгорания/аварии.

Для приподнятых над землей вертолетов — времени инерционности не предусматривается, т.к. пожарные службы должны находится в непосредственной близости от вертодрома.

Дополнительные требования к вертодромам, приподнятым над поверхностью

Согласно п. 6.8.2 на вертодроме категории Н1 необходимо предусмотреть не менее одного рукава с универсальным ручным стволом с расходом не менее 250 л/мин (4,17 л/с).

Необходимо учитывать, что после авиационного происшествия может быть повреждено противопожарное оборудование. Также вполне возможно, что горящее топливо может отрезать пути эвакуации экипажа и пассажиров вертолета. Поэтому рекомендуется предусматривать не менее двух путей эвакуации.

Вертолетные площадки на крышах зданий

Нормативный документ: СП 135.13130.2012.

Алгоритм проектирования

Порядок расчетов несложен  и интуитивно понятен любому инженеру. Я опишу его лишь кратко, но если будут вопросы — задавайте на форуме:

  • определяем площадь вертолетной площадки;
  • площадь умножаем на интенсивность 0,14 л/(с·м2). Получаем минимальный расчетный расход;
  • выбираем генератор пены и их количество. Определяем расчетный расход (сумму расходов всех генераторов);
  • определяем количество огнетушащего вещества, объем систем дозирования. Для этого согласно п. 8.18 расчетный расход умножаем на время инерционности (60 секунд) и время тушения (600 секунд). Для установки следует предусматривать 100% резерв пенообразователя, который должен подаваться от резервного дозатора (п. 8.19).

Нюансы применения СП 135.13130.2012

Генераторы пены

В СП указаны в качестве генераторов пены лафетные стволы или генераторы комбинированной пены. По нашим экспертным оценкам и также согласно мировой практики, это решение не лучшее и возможны /необходимы альтернативы. Подробнее об этом в отдельном посте.

Альтернативы допускает и ВНИИПО:

Письмо ВНИИПО

Обогрев сухотрубов

Согласно п. 8.23 питающие трубопроводы стационарных установок пожаротушения, прокладываемые снаружи на крышах зданий или сооружений до устройств подачи ОТВ, должны иметь обогрев для предотвращения замерзания ОТВ в холодный период года (при температуре воздуха ниже 5 °С).

Отметим, что это справедливо только для заполненных питающих трубопроводов. При использовании сухотрубов, обогрев не требуется. При работе установки пожаротушения в течение нормативных 600 секунд сухотруб не перемерзнет так как его длина мала, а скорость раствора пенообразователя высокая.

Разделение канализации для ливневой канализации и продуктов тушения пожара

Этих требований в СП 135.13130 нет, но выполнять необходимо. Нормативное обоснование: п. 8.2.19 СП 32.13330.2012 и раздел 7  Рекомендаций ВНИИПО «Порядок применения пенообразователей для тушения пожаров».

Для этого обычно мы предусматриваем емкость для сбора пролитого топлива и пенообразователя, а на канализации ставим трехходовой кран, который автоматически направляет стоки в эту емкость при начале пожаротушения.

Схема установки пожаротушения вертолетной площадки

Чертеж в dwg по ссылке.

Вертолетные площадки на морских судах

Подробно о вертолетных площадках на судах и морских платформах читайте в статье.

Если у вас возникли вопросы или вы хотите поделиться опытом/проектом — добро пожаловать на форум.

Понравилось? Поделитесь с коллегами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.