Сегодня рассмотрим крайне интересную тему. Для начала мы вспомним что у нас рекомендовано нормативными документами, потом обсудим преимущества и недостатки каждого предлагаемого генератора пены, а в конце будет простой алгоритм по выбору.
Ранее мы вспоминали, что для противопожарной защиты вертолетных площадок предусмотрены разные нормативные документы, в зависимости от их (площадок) места размещения.
Что сказано в нормативных документах по выбору генератора пены?
Наземные и приподнятые вертолетные площадки
В нормах ИКАО указаний на тип генератора пены нет, можно выбирать по алгоритму, приведенному в конце этой статьи.
Вертодромы на крышах зданий
Вспоминаем СП 135.13130:
§ 8.3 Применять устройства подачи воды и пены комбинированные лафетные стволы, пожарные роботы и другие устройства подачи ОТВ.
Не будем приводить все требования по генераторам пены, но большинство из них описывает работы лафетных стволов с дистанционным управлением и пожарных роботов.
Вертолетные площадки на судах и морских буровых платформах
Российский морской регистр судоходства
Правила классификации и постройки морских судов. Часть VI Противопожарная защита (версия от 05 июля 2019 года)
§ 3.7.1.1 Системы пенотушения должны быть способны вырабатывать в качестве огнетушащего вещества воздушно-механическую пену в зависимости от кратности пенообразования:
— низкой кратности около 10:1;
— средней кратности между 50:1 и 150:1;
— высокой кратности около 1000:1.
В системах пенотушения могут применяться установки, вырабатывающие раздельно, но подающие одновременно пену низкой и средней кратности (комбинированную пену).
Т.е. конкретных требований нет, но указаны генераторы комбинированной пены.
Требования европейских стандартов (кому нужен оригинал — пишите на электронную почту: blog@firemarshal.ru)
У зарубежных коллег приоритет отдается Deck Integrated Fire Fighting System(s) или DIFFS. На эту тему будет отдельный пост.
NORSOK STANDARD S-001 Technical safety Edition 4, February 2008
§ 3.7.1.1 DIFFS является предпочтительной системой активной противопожарной защиты.
При использовании лафетных стволов необходимо обеспечить ряд дополнительных требований, среди которых:
- должна быть предоставлена оценка рисков, оправдывающая использование лафетных стволов в качестве альтернативы DIFFS;
- не менее трех путей эвакуации, на каждом из которых свои стволы.
CAP 789 Requirements and Guidance Material for
Operators (Требования и руководящие материалы операторов)
Annex 3 to Chapter 21
§ 7.3 На надземных вертолётных площадках важнейшим требованием является наличие возможности распространять огнегасящие вещества, как основные, так и вспомогательные, по всему району посадки независимо от силы/направления ветра. Стволы системы пенотушения должны располагаться в различных местах вокруг вертолётной площадки для обеспечения подачи пены на все детали в районе посадки, учитывая вероятные параметры ветра (например, направление и скорость), а также возможности вертолётов, работающих на площадке.
§ 7.3 Эффективной альтернативой лафетным стволам является DIFFS. Данная система обычно состоит из группы насадков, которые при пожаре выдвигаются над плоскостью вертолетной площадки для обеспечения эффективного распыления пены в горизонтальном и вертикальном направлении по всему району посадки. Эта система продуктивно используется для вертолётных палуб на кораблях.
CAP 437 Standards for offshore helicopter landing areas
Chapter 5: Helideck rescue and fire fighting facilities
§ 5.12 Не все пожары возможно локализовать с помощью лафетных стволов, а в некоторых случаях использование стволов может поставить под угрозу жизни пассажиров.
§ 5.13 В качестве эффективной альтернативы лафетным стволам в открытом море ответственным лицам настоятельно рекомендуется рассмотреть вопрос об установке DIFFS. Эти системы обычно состоят из ряда «всплывающих» сопел, как с горизонтальными, так и с вертикальными направляющими, призванными обеспечить эффективное распределение пены при распылении по всей посадочной площадке и защиту вертолета при различных погодных условиях.
Сравниваем технические характеристики генераторов пены
Для защиты вертолетных площадок могут быть использованы следующие генераторы:
- всплывающие насадки (pop-up nozzles в составе DIFFS);
- универсальные водопенные насадки;
- генераторы пены средней и комбинированной пены;
- лафетные стволы с пеной низкой кратности.
Рассмотрим особенности каждого типа.
Всплывающие насадки
Насадки устанавливаются равномерно по площади вертодрома заподлицо, что дает устойчивость к воздействию ветра; они не требуют дистанционного управления и пусконаладки.
Совокупность технических характеристик, исключительная простота и надежность сделали данные насадки самыми распространенными для вертолетных площадок морских платформ и судов. В зарубежной терминологии получили название Deck Integrated Fire-Fighting System (DIFFS) или всплывающие насадки.
Простота конструкции свидетельствует о минимальной стоимости эксплуатации установки пожаротушения. Насадки работают при давлении от 0,4 МПа, что вместе с относительно малым расходом каждого насадка позволяет производить спасательные работы при действующей установке пожаротушения.
Испытания согласно CAP 437 показывают, что всплывающие насадки способны потушить пожар на вертодроме за 10 секунд.
Согласно Chapter 5 CAP 437 можно применять эти насадки без пены, на обычной морской воде при условии использования пламегасящих покрытий.
Производятся норвежской компанией «Matre Maskin AS».
Универсальные водопенные насадки
Разработаны и производятся компанией «Пожнефтехим».
Работают при давлении от 0,6 МПа, устанавливаются по периметру вертолетной площадки.
Генераторы пены средней и комбинированной кратности
Номинальное давление 0,8 МПа, однако такая пена легко сдувается ветром. Поэтому пена не будет равномерно подаваться на к месту аварии. Большие габариты требуют сложные технических устройств для обеспечения безопасной зоны взлета и посадки.
Сложны и дороги.
Лафетные стволы с дистанционным управлением или пожарные роботы
Работают при давлении от 0,6 МПа.
Наиболее дорогие и сложные генераторы пены.
Компактная струя пены низкой кратности имеет большую кинетическую энергии, что может быть опасно для людей (CAP 437 Chapter 5 § 5.12).
Сводная таблица технических характеристик различных генераторов пены
Алгоритм выбора генераторов пены
- Анализ требований в техническом задании Заказчика. Важно обратить внимание на требуемый пенообразователь и тип генераторов пены. Если техзадание составлено грамотно, то будет рекомендован пенообразователь типа AFFF, который наиболее эффективен при использовании пены низкой кратности.
- Рассматриваем какого типа предусматривается вертолетная площадка. Если сборная металлическая, то на основе таблицы выше обосновываем применение всплывающих насадков. Если площадка монолитная железобетонная — то универсальные водопенные насадки.
В следующих постах мы расскажем как проектировать различные генераторы пены.
Коллеги, какие вопросы появились после прочтения этого поста? Пишите в комментариях!
Литература:
1 ИКАО Руководство по вертодромам
2 СП 135.13130.2012 Вертодромы. Требования пожарной безопасности
3 Российский морской регистр судоходства
Правила классификации и постройки морских судов. Часть VI Противопожарная защита
4 CAP 437 Standards for offshore helicopter landing areas
5 CAP 789 Requirements and Guidance Material for Operators
6 CAP 1264 Standards for helicopter landing areas at hospitals
7 NORSOK C-004 Helicopter deck on offshore installations
8 NORSOK S-001 Technical safety